motorka_lara (motorka_lara) wrote in moscultura,
motorka_lara
motorka_lara
moscultura

Венчальные сапоги из прошлого

В новый проект МоскКультУРЫ о культурных достопримечательностях России предлагаю свой рассказ об уникальном семейном музее в местечке Юматово на Южном Урале.

Венчальные сапоги из прошлого
(Рассказ об этнографическом музее в деревне Юматово под Уфой, в Башкирии)
автор Лариса Теплякова

Искать клады увлекательно. Но самое потрясающее – обнаружить редкие ценности невзначай, нежданно-негаданно. Это случилось в деревне Юматово, ненастным летним днем. Бывают такие деньки даже в июле…
Я и муж, по совместительству мой бизнес-партнер, находились в деловой поездке на Урале, в Башкирии. Выдалось несколько дней для отдыха, и мы провели их в санаторий «Юматово». Это единственная в России климато-кумысолечебница – здесь укрепляют здоровье парным кумысом, от лошадей местного конезавода. Существует всё хозяйство с 1934-го года.
Надеялись вволю погулять в сосновых лесах, покататься на лодке по реке, но пошли дожди, и похолодало. Чем заняться на досуге? Природа в России прекрасная, но инфраструктура вокруг мест отдыха редко обустроена. Никаких особых культурных удовольствий, светских событий в глубинке и не ожидаешь. На доске объявлений мы увидели скромное сообщение об экскурсии в местный этнографический музей. Пошли, чтобы скоротать время и не взяли фотоаппарата. Я рассудила так: ну, что там можно увидеть, кроме потрепанных орудий труда и незатейливых кустарных поделок?

Однако я опрометчиво ошиблась. Визит в деревенский музей изменил моё мировоззрение. Я даже не могла вообразить, что узнаю волнующую историю, пройду по краешку удивительной судьбы, увижу уникальные раритеты.
Случилось как в сказке. Открылась скромная дверца, а за ней возник неведомый мир…



1 Указатель.JPG
1 Ворота.JPG

Здание музея расположено вплотную к ограде санатория, в лесочке на окраине деревни. Встретила нас пожилая сухонькая женщина, укутанная шалью, обутая в валяные ботики, но всё равно интересная зрелой красотой, блеском умных глаз, четкой дикцией. Так выглядела основательница Юматовского музея, Зырянова Наталья Сергеевна, и было ей в ту пору уже более 90 лет…

Принимать посетителей помогала молодая сотрудница санатория, но Наталья Сергеевна держалась величаво, полновластной хозяйкой, и в этом сразу угадывался её сильный характер. Впрочем, вряд ли человек слабой воли мог осуществить то, что сделала эта женщина вместе со своим мужем, Зыряновым Сергеем Алексеевичем.
1 Супруги Зыряновы, основатели музея.JPG

2 Зыряновы.JPG

В Юматовском этнографическом музее экспонаты не разложены по полочкам и витринам, и не упрятаны за стекло. Экспозиции выстроены как диорамы - жанровые сцены из далекого прошлого разных национальностей, населяющих Башкирию. Полноразмерные восковые фигуры людей и животных очень естественны, невольно ожидаешь движений и голосов. Все куклы одеты в подлинные вещи, собранные супругами Зыряновыми за много лет в селах Башкирии. Лапти, кафтаны, зипуны, рубахи, сарафаны, понёвы, лоскутные одеяла, рушники – всё от предков, из заветных сундуков. Материи домотканые, да еще и окрашены натуральными растительными красками, и цвета не блекнут до сих пор.
3 Башкиры. Приготовление кумыса.JPG

Переходя от экспозиции к экспозиции, посетители попадают в гости к персонажам: на кочевой стан башкир, на чаепитие в башкирскую юрту, на зимовье в землянки марийцев, мордвы, чувашей, в аккуратное татарское подворье, в русскую избу, в сельскую школу, на прием к уряднику, в украинскую хату. Башкиры сидят, поджав ноги, на полатях среди пестрых подушек. На полатях они ели, спали, и гостей принимали. Русские - в доме у большой печи, вместе с курами и теленком. Мордва, марийцы, чуваши домов поначалу не строили, селились вдоль рек, и на зиму рыли землянки. Но какой бы суровой ни была погода, дети всех народов вместе играли в снежки, катались на санках и коньках. Этому и украинцы обучились.
48 Башкиры на полатях.JPG

Собирательство Зыряновых с украинцев и началось! Оба супруга с украинскими корнями, их предки в конце 19 века перебирались с Украины на Урал в поисках лучшей доли, а некоторые скрывались от преследований властей. Украинцы и белорусы обогатили эти края яркой, жизнерадостной бытовой культурой. Поначалу Зыряновы тщательно исследовали прошлое украинских переселенцев, да и увлеклись, расширили работу.
40 Пахота.JPG

41 Украинцы.JPG

Два талантливых человека терпеливо, годами, собирали старинные изделия – прялки, ткацкие станки, одежду, посуду. Они, историки-самоучки, создавали музей по своему усмотрению, без указки сверху, но и без помощи властей. Сергей Алексеевич обладал даром художника, освоил плотницкое дело, ремесло таксидермиста. Всех восковых кукол людей и животных он сделал сам. Стены тоже расписывал собственноручно. Наталья Сергеевна продумывала сюжеты, помогала мужу, служила в своем музее и экскурсоводом, и дворником, и техничкой. А еще она писала стихи.

20 Зима.JPG

А откуда взялось здание? Одноэтажный домик из обычных панелей удалось построить с помощью отзывчивых людей, работавших в строительных трестах. Все свои личные заработки Зыряновы вкладывали в создание музея. Трудились они в местном совхозе: Наталья Сергеевна - пчеловод, а супруг - агроном. Конечно же, жили скромно, но к ним приезжали гости из разных стран – США, Канады, Индии, Японии, Турции, Чехии, Венгрии. Заграничные знатоки делали соблазнительные предложения продать уникальные экспонаты по хорошей цене. Этнографы из Германии и Америки вообще предлагали Зыряновым переехать на Запад вместе с музейной коллекцией, но супруги так и оставались в сельской местности под Уфой.

11 В землянке.JPG

На Руси всегда по одежке встречали, а по уму провожали. Одежда может поведать о многом! Вещи молчаливы, но памятливы. Они томились в сундуках, хоронились на пыльных чердаках, а в музее Зыряновых заново обрели форму и значение. Нравы, традиции и навыки людей, достаток семьи, местный климат – многое можно познать, рассматривая старые одеяния.
Ценность коллекции Зыряновых еще и в том, что они донесли до нашего времени живую историю народного костюма, который официально был упразднен известным указом царя Петра I. В 1700 году Петр Великий повелел «боярам, и окольничим, и думным, и ближним людям, и стольникам, и стряпчим, и дворянам московским, и дьякам, и жильцам, и всех чинов служилым, и приказным, и торговым людям, и людям боярским, на Москве и в городах» носить одежду на европейский манер. Самобытность народных костюмов с тех пор сохранялась лишь в крестьянской среде! Одежда простых людей прошлых веков – важнейший источник для исторического познания! А в Уфимской губернии уклад жизни крестьян долго оставался земледельческим, замкнутым, и потому мало подверженным городским веяниям и модам.

Одежда простого люда имела четкие предназначения: для работы, для праздников, для особых случаев. И впервые я увидела настоящие венчальные сапоги и плетеные обрядовые перчатки! Никогда, нигде, ни в каком кино такого не бывало, а в музее Зыряновых плетеные шедевры есть! Раньше женились люди один раз в жизни, значит, и сапоги такие тоже надевали единожды. С какими мыслями плели сапоги к свадьбе, о чем мечтали, с каким чувством надевали?



29 Венчальные сапоги.JPG
Сапоги сохранились хорошо – видно, в семье берегли как память о счастливых днях.

В музее Зыряновых ощущалась особая энергетика, как в частном пространстве двух любящих людей. Конечно, в мозгу всплывали вопросы насчет их личной жизни, но тогда я бы не дерзнула задать их строгой Наталье Сергеевне. Ещё не покинув музей, я твердо решила приехать в Юматово вновь, с фотоаппаратом, с подарками, предварительно созвонившись. Хотелось собраться с мыслями, подготовиться к беседе и поговорить с хозяйкой музея чуточку больше!
Но мой план не осуществился. В следующем году Наталья Сергеевна умерла и унесла с собой все личные тайны и чаяния. Музей закрыли, и года три здание простояло опечатанным.


Мысли о ценнейших экспонатах и самих собирателях не давали мне покоя. Я опасалась, что музей разорят, коллекцию распродадут. Очень обрадовалась, когда случайно обнаружила в Интернете страничку музея в соцсетях, и поняла, что он вновь заработал. И мы опять поехали в Юматово!
Все восковые фигуры и раритетные вещи были на месте, но без Натальи Сергеевны дом осиротел. Музей безвозмездно оформили в ведение Администрации Уфимского района Республики Башкортостан. Молодая женщина, Венера Султановна, трудилась здесь по собственной воле и убеждению. Я купила у неё книгу стихов Натальи Сергеевны. Эта удивительная и весьма не однозначная женщина в стихотворной форме описывала житейские перипетии, выплескивала боль, рифмовала мечты и планы. Вчитываясь, я будто бродила по закоулкам чужой судьбы. Так мне удалось проследить связь времен, понять, что дети у супругов были! Но согласия и гармонии с ними не получилось. Об этом можно судить по таким словам:

Сыночек мой родной!
Мне тяжко жить одной!
Каждый день я жду тебя,
Без тоски не бывает дня.
Я жду, пишу тебе пять лет,
Но всё ещё ответа нет.

Доченька, кровинушка моя!
Ответь ты мне, родная.
Я мать твоя,
Пишу тебе, рыдая.
Семь лет ищу тебя,
Не ради помощи твоей.
Пока кормлю себя сама,
Прижать тебя хочу к груди своей.

Строки царапающие, как по форме, так и по содержанию. Много стихотворных памфлетов - рифмованных обращений к чиновникам, даже про взяточников есть куплеты. Больше всего нежных и благодарных элегий в адрес мужа, но и тут не всё однозначно. Прорисовывались какие-то побочные романтические линии жизни горделивой красавицы, выпадающие из общего узора отношений супругов. Но распутать клубок противоречий в семье Зыряновых уже не удастся никому. Не судите, да не судимы будете – только так.
Потом я разыскала в санатории старожилов, и собрала по крупицам небольшую мозаику судьбы четы Зыряновых.

Наталья Сергеевна прожила до 95 лет. Сергей Алексеевич скончался намного раньше, в 1989 году, перед самым развалом страны, которую он знал и по-своему горячо любил. Все говорили, что Зырянова была крутого нрава, волевая и решительная. Смолоду она была настоящей красавицей, кружила головы. Когда овдовела, ей дали в селе Юматово квартирку, приставили соцработницу и приносили готовую добротную еду из санатория. Но с женщиной, которая помогала ей, Наталья Сергеевна не ладила. Тогда опекать её стала соседка, и этой женщине Зырянова завещала одну комнату в своей квартире.
После смерти Натальи Сергеевны в Юматово приезжал сын. Прибыл только на похороны матери и от всякого наследства отказался. Затею родителей он не поддерживал, а их самих считал безумцами, которые чахли возле своих сокровищ. Квартира досталась соседке, а экспонаты – государству.

Как бы то ни было, музей сохранился. Он создан в честь наших предков. Крестьяне, соль земли, они пережили царя, Ленина и Сталина, терпели голод и разруху, познали гордость побед, испытали радость торжества первых пятилеток, видели рождение и развитие колхозов. У музея нет спонсоров, меценатов, нет даже своего достойного сайта. Но связь времен не прервана, и я просто счастлива, что есть возможность в этой книге рассказать какие удивительные сокровищницы можно найти в российской провинции, и какими умницами могут быть простые люди.


Этот рассказ вошел в сборник - книга "«Я поведу тебя в музей. Народные истории» скоро выйдет в издательстве АСТ.
Tags: Культура России
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments