Культурная жизнь Москвы (cultura_v_msc) wrote in moscultura,
Культурная жизнь Москвы
cultura_v_msc
moscultura

13 спектаклей этой осени, на которые нужно сходить с детьми

Осень — лучшее время для того, чтобы ходить в театры: темнеет рано, на улице дождь, гулять всё равно уже невесело. Нужно только выбрать, чего хочет душа (и собственный ребёнок). Чтобы облегчить этот выбор, мы составили гид по премьерам и тем детским спектаклям, которые уже можно назвать классикой московского детского театра.

Для школьников младших классов

«Я родился!», Центр им. Вс. Мейерхольда

15 октября



Фото: meyerhold.ru


Спектакль «Я родился» режиссёра Юрия Алесина, хореографа Александра Андрияшкина и композитора Киры Вайнштейн — это попытка рассказать ребёнку, откуда берутся дети. Своего рода фантазийная ретроспектива первых лет жизни ребёнка, включая месяцы пребывания в животе у мамы.

«Мы хотели избежать излишней слащавости и сохранить честный взгляд на материнство и младенчество, но при этом спектакль вовсе не похож на урок биологии», — говорят его создатели.

Вот некоторые вопросы, на которые ответят в этой фантазийной ретроспективе: где живёт ребёнок до того, как родители встретились? Как ребёнок попадает в мамин живот? Есть ли там лампочка или хотя бы фонарик, чтобы ребёнок не боялся? Можно ли туда вернуться, если ты что-то забыл? Для ответов на эти вопросы используются все средства современного театра: визуальный театр и современный танец, драма и музыка, написанная, кстати, специально для этого спектакля, в котором будет настоящий оркестр из детских игрушек-погремушек.

«Куда девалось солнышко!», ТЮЗ

15 и 23 октября



Фото: moscowtyz.ru

Когда спектакль ставит Кама Гинкас, патриарх современного российского театра, и сам пишет аннотацию к нему, нет ничего глупее, чем пересказывать её своими словами. Поэтому просто приводим здесь слова Камы Гинкаса — и бежим за билетами. Срочно.

«Жили-были Один и Другой. И жили они в своём домике под горой. А вокруг
были-жили и зелёный лес, и морской прибой, и густой туман, и пылающий вулкан, и прекрасные цветы, и горячие пески, и пуховые снежинки. Были-жили яркие-яркие звёзды и высокое синее небо. И ещё, конечно, было-жило Солнышко, которое каждый вечер куда-то девается, без которого почему-то всегда так грустно и которое непременно нужно найти. Но даже если погнавшись за Солнышком, ты познакомишься с удивительным большущим миром, где-то всегда останется твой Дом, без которого очень плохо и который будет ждать тебя, каждый вечер зажигая в своих маленьких окошках свет. Эту сказочку для театра сочинил я, дедушка Кама Гинкас. Потому что всю жизнь слишком много занимался театром и не замечал, как зима сменяется весной, а лето — осенью. Не замечал ни неба, ни звёзд, ни травы под ногами. Всё театр да театр. Вот почему захотелось хоть этих двух трогательных и наивных дурачков отправить за Солнышком, чтобы вместе с ними увидеть все красоты Земли, неба и даже далёкого космоса»

«Гадкий утёнок», Театр Наталии Сац

19 ноября



Фото: teatr-sats.ru

Детский музыкальный театр имени Наталии Сац, на спектаклях которого выросло не одно поколение столичных театралов, всегда славился своими прочтениями сказочной классики. Вот и теперь для премьеры, приуроченной ко дню рождения театра, взяли проверенный рецепт хорошего детского музыкального спектакля. В этот рецепт входят:

хорошая известная сказка («Гадкий утёнок» Ганса Христиана Андерсена — вне конкуренции);
специально написанная для спектакля музыка (в данном случае театр обратился к Михаилу Броннеру, который сочинил уже несколько опер для Театра Наталии Сац);
яркие, зрелищные и очень «сказочные» декорации (за это в новой постановке отвечает главный художник театра Станислав Фесько, в прошлом сезоне выпустивший совершенно волшебного «Морозко»);
талантливая, изобретательная режиссура (ставит «Гадкого утёнка» сам худрук театра Георгий Исаакян).
Всё вместе в сумме должно дать один простой результат: очень хороший детский музыкальный спектакль. Вот и проверим в 51-й день рождения театра.

«Шедевры кукольного искусства Китая», Большой Сычуаньский кукольный театр

14 октября



Фото: puppet.ru

Традиция кукольного театра в Китае на пару тысячу лет старше российской, поэтому любителям этого жанра стоит выбраться в середине октября в театр Образцова, где в рамках Международного фестиваля кукол будет показан спектакль со «скромным» названием «Шедевры…». Однако на сцене действительно будет то, что мало кому из кукольников под силу: уровень мастерства китайских профессионалов просто покоряет. Например, китайские тростевые куклы способны писать иероглифы, танцевать с лентами и есть палочками. Ради подобных почти цирковых номеров и стоит идти на этот спектакль.

«Гулял по улице щенок», Театр Образцова

13 ноября



Фото: puppet.ru

Когда на сцене белый-белый снег летит по синему-синему небу, когда звуки виолончели, на которой играет Лошадь (та, которая купила четыре калоши), тревожат душу, когда вечером в городе загораются окна, а где-то по улице гуляет щенок, о котором мечтает один хороший рыжий мальчик, — это называется счастье. Это называется детство. Это называется настоящий театр. Такой, какой получился у режиссёра Бориса Константинова в его спектакле по стихам Ринаты Мухи и Вадима Левина. Который не делает различий между маленькими и взрослыми, но всем дарит радость. Детям — просто оттого, что на день рождения могут прийти осьминоги, а взрослым оттого, что любой праздник — это салют и куранты.

«Волк и семеро козлят», ТЮЗ

23 октября, 5 и 19 ноября



Фото: moscowtyz.ru

Лоскутный мир, придуманный художницей Еленой Орловой, повторяет принцип, по которому сделан спектакль Генриетты Яновской, весь собранный из лоскутов любви, обаяния, озорства, песен, дерзости, проказ и шуток. Это короткий и весёлый спектакль. Он смешной и простой. В нём нет подтекста, зато много поют. На нём дети просто смеются, а родители просто отдыхают. В нём всем знакомая история про Козу и её семерых козлят обрастает сюжетными подробностями, которые занимают взрослых (вроде уехавшего в дальнее плавание папы), и песнями Алексея Рыбникова на стихи Юрия Энтина, которые развлекают детей. А все вместе даёт замечательное ощущение праздника от похода в театр.

«Кролик Эдвард», РАМТ

22, 30 октября и 27 ноября



Фото: ramt.ru

Спектакль режиссёра Рузанны Мовсесян сразу после выпуска стал хитом, легендой, паровозом кассы РАМТа и той постановкой, в любви к которой сошлись и примирились все: поклонники Богомолова и Соломина, Театра.док и МХАТа Дорониной. Немудрено. Ведь в этом спектакле есть все, чего ищут вышеупомянутые театралы каждый в своём стане: драйв и традиция, новые технологии (как-то «Кролика Эдварда» назвали первым 3D-спектаклем) и старые добрые театральные эффекты, история превращения бессердечной игрушки в живое трепетное, трогательное и любимое существо — и моменты, когда можно вспомнить собственное детство и почувствовать себя хорошим, чистым и наивным человеком.

Рузанна Мовсесян поставила «Кролика Эдварда» совершенно не слезливо, но сентиментально. Без сюсюкания, столь мерзкого в детском театре, но с чёткой и внятной артикуляцией, которая делает все прихотливые изгибы сюжета понятными для маленьких зрителей. Поэтому меньше чем через год после выпуска её спектакль уже можно называть классикой, и без тени сомнения покупать билеты в подарок не только друзьям, но и собственным родителем.

Для школьников старших классов

«Демократия», РАМТ

15 и 21 октября, 4 и 19 ноября



Фото: ramt.ru

Алексей Бородин принадлежит к тем бесстрашным режиссёрам, которые берутся за неподъемные, казалось бы, для сцены вещи и ставят их так, что потом спектакли годами идут на аншлагах. Так было со стоппардовской трилогией «Берег утопией», девятичасовой сагой, где главными действующими лицами стали Герцен и Огарев, Бакунин и Белинский. Так было с «Нюрнбергом» Эбби Манна — документальной пьесе об одном из самых тяжёлых судебных процессов в истории человечества. Теперь Бородин взял «Демократию» Майкла Фрейна, драматурга, хорошо известного в России благодаря пьесам «Шум за сценой» и «Копенгаген». В основе спектакля — история канцлера Германии Вилли Брандта и его личного помощника, восточногерманского шпиона Гюнтера Гийома.

«Пьеса Майкла Фрейна „Демократия“ продолжает важный для меня разговор о том, что мы разучились слушать, слышать и уважать друг друга. Мы отвыкли вести диалог, отсюда — бесконечный замкнутый круг одних и тех же проблем, невозможность исправить одни и те же ошибки», — говорит Алексей Бородин и обещает показать документальный, туго закрученный шпионский детектив с вплетённой в него психологической драмой.

«Цветаева. Гардероб», Театр.док

23 октября



В прошлом сезоне неугомонный, прекрасный в своём дон-кихотстве Театр.док нашёл простой и невероятно действенный ход к сердцам подростков, которые традиционно считаются самой сложной театральной аудиторией. Они решили рассказывать о персонажах русской истории и литературы как о простых людях. Как будто бы это были их друзья. Или кто-то пусть и не очень знакомый, но все же понятный, не отделённый всеми этими веками, званиями, статуями, уроками литературы и общим безмозглым почитанием, которое не даёт увидеть за неживым — живое, за заболтанным — искреннее, за истрёпанным — талантливое.

К Цветаевой применили тот же ход и решили порассуждать на тему: что носила Цветаева в жизни и считала ли она, что широкий жёлтый ремень идёт к тёмно-синему платью. Две актрисы, две куклы Барби, несколько вешалок с платьями — и много ответов на такие вопросы, которые убедят вас и вашего подростка в том, что стихи и прозу Цветаевой надо перечитать (вариант: прочитать). Вот они, эти прекрасные вопросы-мотиваторы: как вы себе представляете платье а-ля приживалка; что есть кольцо, если не круглый объект с отверстием внутри; неужели нельзя позволить ребёнку немного повеселиться?

Лекция Дмитрия Быкова «Театр А. С. Пушкина. Борис Годунов. Маленькие трагедии. Сцена из Фауста», Театр «Мастерская Петра Фоменко»

20 ноября



Фото: fomenki.ru

В конце ноября Дмитрий Быков, прекрасный и сам по себе, но в сочетании с интересной темой становящийся и вовсе неотразимым, со сцены Мастерской Петра Фоменко прочтёт лекцию о Пушкине. «Пушкинский текст отличается универсальностью, и возможность всех или любых трактовок режиссёра убивает. Он не видит единственной, унизительной для него, возможности — сыграть пушкинскую пьесу несколькими способами. И тогда театр Пушкина реализуется, и замысел его осуществится», — делится своими мыслями Дмитрий Львович. А в театре поговаривают, что, возможно, эта лекция станет началом более тесного сотрудничества театра и лектора на предмет постановки «Моцарта и Сальери».

«Пушкин. Дуэль. Смерть», ТЮЗ

20 октября и 22 ноября



Фото: moscowtyz.ru

Спектакль Камы Гинкаса, в котором Пушкина нет, а есть его посмертная маска и наши бесконечные рефлексии на эту тему, в котором балет танцуют руками в белоснежных перчатках на столе, а вся любовь к поэту оборачивается сплошной истерией, более или менее талантливой. Это непростой спектакль для восприятия. И да, он рушит стереотипы, разрушает шаблоны и так далее, но прежде всего он проникает внутрь смотрящего — куда-то туда, куда мы немножко боимся заглядывать сами. Даже не потому, что мы там совсем плохие, но там много мути и суеты, и крика, и бесконечного цитирования — дневников современника, соседа, самого себя, и просто человечного, понятного, жалкого, но простительного. Но нет главного. Идеала.

«Война и мир. Начало романа», Театр «Мастерская Петра Фоменко»

30 ноября



Фото: Алексей Харитонов

Почти четырёхчасовой спектакль Петра Фоменко вобрал в себя всего несколько первых глав романа Толстого. Но театральная ткань, возникшая от этого соединения Фоменко и Толстого, оказалась столь прекрасна, что каждая минута действия даёт больше понимания даже ни литературы, а жизни, стоящей за ней, людей, про которых рассказано в романе, их чувств, ничем не отличающихся от наших. После спектакля уже очень трудно воспринимать «Войну и мир» как нечто мёртвое из школьной программы. После «Войны и мира» Фоменко все герои — и Пьер, и Наташа, и Княжна Марья, и Болконский, и все другие — становятся очень и очень близкими и родными людьми, а то, что с ними происходит, будто бы происходит с тобой.

«Рассказ о счастливой Москве», Театр п/р Олега Табакова

28 октября, 5 и 18 ноября



Фото: tabakov.ru

Один из ранних спектаклей именитого сегодня Миндаугаса Карбаускиса — это история девушки, рассказанная Андреем Платоновым. Оттого все немудрящие события в жизни молодой комсомолки и активистки по имени Москва, которая водит трамваи и пытается найти любовь и смысл жизни, начинают иметь звук вселенской безысходной нескончаемой пустоты-вечности. Осталось добавить, что играет Москву — Ирина Пегова, а спектакль идёт уже 9 лет, чтобы стало понятно — его обязательно нужно посмотреть и показать своему подросшему ребёнку.

Tags: Интересно, С детьми, Театр
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments