Михаил Брацило (tushinetc) wrote in moscultura,
Михаил Брацило
tushinetc
moscultura

Category:

Утро космической эры взошло над Москвой

Советская космонавтика, чтобы ни говорили, была лучшей. И это не только первый полёт человека в космос, орбитальные станции, первая женщина-космонавт и первый выход человека в открытый космос. Это наука, это конструкторы, те люди, которые разрабатывали уникальные космические корабли и приборы. Это космонавты и неизвестные испытатели, которые тестировали технику в условиях, максимально приближённых к экстремальным. Музей космонавтики - пожалуй самый популярный музей в Москве открыл обновлённый зал "Утро космической эры", где представил новые уникальные экспонаты.




16 августа 2019 года после масштабной модернизации открылся обновлённый зал «Утро космической эры» московского Музея космонавтики. Это центральный зал, в котором рассказывается о первых достижениях в освоении космоса в 1960–1970-е годы – через космическую технику и истории людей. В зале появилось большое количество новых подлинных экспонатов, установили новое экспозиционное оборудование, провели реставрацию исторического витража и создали электронную экспозицию, которая позволяет глубже раскрыть историю космонавтики.

02.


К открытию первого зала вместе с компанией Storytel Музей космонавтики записал обновлённый аудиогид по экспозиции. Благодаря гиду посетители смогут прогуляться по экспозиции вместе с лётчиком-космонавтом, героем Советского Союза Александром Ивановичем Лавейкиным.

03. "Луна-1" - первая в мире межпланетная космическая станция, запущенная в сторону Луны.


В вводной группе музея появится «Река времени» – специальный проект информационного агентства России ТАСС. Зрители увидят более пятисот работ фотожурналистов ТАСС из исторического фотоархива агентства.

04. Шлюзовая камера космического корабля "Восход-2"


Новые экспонаты

Оригинальные приборы первой космической лаборатории, документы по полёту Юрия Алексеевича Гагарина, подготовке первых советских космонавтов и выходу в открытый космос, технологические дубликаты вымпелов, впервые доставленных на Луну автоматической станцией «Луна-2» в сентябре 1959 года – первая в мире станция, достигшая поверхности Луны.

05.


06. Бортовой журнал космического корабля "Восток-2", в котором Герман Титов делал записи во время полёта


Кроме официальных документов музей рассказывает историю космонавтики через привычные в быту вещи. Например, здесь можно увидеть маленький пластмассовый красный телефон – игрушку, которую дочери первого космонавта планеты подарили Главному конструктору Сергею Павловичу Королёву, а тот её бережно хранил.

07. Чемодан Главного конструктора С.П.Королёва. Использовался для перевозки секретных документов на полигон Капустин Яр и космодром Байконур.


Здесь можно увидеть подлинное письмо Главного конструктора Сергея Павловича Королёва его супруге Нине Ивановне, написанное на космодроме Байконур 1 октября 1959 года.

08.


Отдельный комплекс посвящён Герою Советского Союза, лётчику-космонавту, командиру космического корабля «Восход-2» Павлу Ивановичу Беляеву: здесь можно увидеть его парадный мундир и удостоверение космонавта №10 – их в дар музею передала супруга космонавта Татьяна Филипповна Беляева.

09. Парадная форма лётчика-космонавта СССР Павла Беляева


Впервые посетители музея увидят подлинную наземную стойку «Волга-ВПК» 1960 года, которая входила в состав наземного приёмно-регистрирующего командно-измерительного комплекса (КИК) и предназначалась для телеметрического контроля всех систем ракеты-носителя, космического корабля и данных о самочувствии человека. На борту ракеты и космического корабля устанавливались различные датчики (температуры, напряжений и др.). Электрические сигналы, поступавшие от датчиков, через радиоканал передавались на Землю. Командно-измерительный комплекс сыграл уникальную и решающую роль в управлении первого полёта человека в космос. Он оказался единственным средством управления космическим кораблём.

10. Скафандр "Беркут" использовался для выхода в открытый космос. Такие скафандры использовались экипажем корабля "Восход-2" П.Беляевым и А.Леоновым в марте 1965 года


Что ещё можно увидеть в первом зале музея?

В центре зала «Утро космической эры» расположен технологический дубликат первого искусственного спутника Земли. Здесь можно увидеть первых животных, которые вернулись из космоса, знаменитых Белку и Стрелку, и их подлинный спускаемый контейнер; скафандр первой шестёрки космонавтов, технологический макет спускаемого аппарата корабля «Восток», на котором летал Юрий Гагарин, и даже кардиограмму первого космонавта, сделанную вечером накануне полёта (врачи говорят, что космонавт был абсолютно спокоен). В зале представлены космические аппараты для полётов к Венере и Марсу и естественному спутнику Земли Луне.

11. Спускаемый аппарат одноместного космического корабля серии "Восток". Применялся в 1961-1963 годах во время проведения первых космических полётовс участием космонавтов Ю.А.Гагарина, Г.С.Титова, А.Г.Николаева, П.Р.Поповича, В.Ф.Быковского, В.В.Терешковой


Река времени

Во входной группе музея расположена «Река времени» – специальный проект информационного агентства России ТАСС. Зрители увидят более пятисот работ фотожурналистов ТАСС из исторического фотоархива агентства. Они охватывают значительный период космической эры страны – с 1950-х по начало 1970-х годов. В числе представленных в экспозиции снимков есть и поистине уникальные. Их автор – фотокорреспондент агентства Валентин Черединцев – он был первым фотографом советских космонавтов и единственным журналистом планеты, знавшим Юрия Гагарина ещё до полёта 12 апреля 1961 года. Вместе с сообщениями ТАСС о запуске первых пилотируемых космических кораблей печатались портреты лётчиков-космонавтов, сделанные Черединцевым.

Посетители музея также смогут познакомиться с творчеством других фотожурналистов ТАСС, среди которых – Альберт Пушкарёв, Валентин Мастюков, Виктор Будан, Евгений Кассин, Леонид Великжанин, Борис Клипиницер, Николай Акимов. Кроме того, фотографии из архива ТАСС можно будет увидеть в электронной экспозиции зала.

12. Валентина Терешкова во время тренировки по радиосвязи, 1963


История зала «Утро космической эры»

С зала «Утро космической эры» начался музей, который открылся в 1981 году в основании монумента «Покорителям космоса» к 20-летнему юбилею полёта в космос Юрия Алексеевича Гагарина. В зале представлены первые космические достижения нашей страны (1960-1970 годов) через подлинные космические артефакты и истории учёных, инженеров, конструкторов, космонавтов. До этого экспозиция обновлялась в 2009 году во время реконструкции музея (тогда общая площадь увеличилась в 4 раза и составляет сегодня 4500 м2).

13. Часы Ю.А.Гагарина


О модернизации

Целью модернизации стало создание нового экспозиционного пространства, соответствующее величию темы, а также разработка нового подхода к подаче информации и визуального контента с помощью современных технологий, новых художественных приёмов и светоцветовых решений.

14.


В работе над обновлённой экспозицией приняла участие большая команда музея и его партнёров, среди них – компания EMT («Европейские музейные технологии»), которая занималась разработкой концепции зала, информационное агентство России ТАСС, компания «Борей», компания Storytel, иллюстраторское бюро Вьюга, Телестудия Роскосмоса (Роскосмос ТВ). Световое оформление зала разрабатывал театральный художник по свету Сергей Васильев – лауреат премии «Золотая Маска» 2015 года в номинации «Лучшая работа художника по свету» за спектакль «Экспонат/Пробуждение» и «Золотая Маска» 2019 года в номинации «Лучшая работа художника по свету в музыкальном театре» за спектакль «Проза». Электронную экспозицию сделала компания «Аскрин».

15. Переговоры Валентины Терешковой с Центром управления полёта


Атмосфера

Для создания атмосферы 1960-годов в стены зала интегрированы световые панели (лайтбоксы). Разработкой их концепции и дизайном занималось иллюстраторское бюро Вьюга. Лайтбоксы выполнены в технике коллаж, в стилистике современного советского плаката. Сюжеты 15-ти лайтбоксов соответствуют экспозиционным комплексам зала и рассказывают историю – от создания и запуска межконтинентальной баллистической ракеты Р-7 до первых автоматических межпланетных станций и спутников для решения научно-прикладных задач. Дополняет атмосферу новое световое оформление. Освещение точечно направлено на экспонаты, сделана новая подсветка исторического витража, которая пульсирует в ритме Вселенной.

16. "Венра-1" - первая в мире автоматическая межпланетная станция запущенная в сторону Венеры


Александр Кибовский, руководитель Департамента культуры Москвы: "Событие очень радостное, потому что действительно Музей космонавтики является одним из самых посещаемых музеев нашего города. И сегодня тема космоса является крайне востребованной в музейном деле, интересующая огромное количество людей. Это одна из самых интересных тем, которая заслуживает внимания во всём мире. Это тот элемент государственного престижа гордится которым не только можно, но и должно. И сегодня у нас радостное событие: открывается обновлённый главный основной зал музея. Это очень здорово! Жизнь не стоит на месте и понятно, что сами по себе экспонаты вечные, взяты на государственное хранение на ответственный учёт и являются уже реликвией, а некоторые вещи святынями отечественной истории. И сочетание современных технологий с сохранением подлинности экспозиций, это одна из сложных и серьёзных задач. Как это всё совместить? И мне кажется, что здесь с этой задачей справились. С одной стороны мы видим удивительнийшие предметы, являющиеся реликвиями космической эпопеи, с другой стороны это сделано на современном уровне, который позволяет современному молодому человеку, который уже достаточно искушённый".

17. Александр Кибовский осматривает экспозицию


Наталья Артюхина, директор Музея космонавтики: "Сейчас построена экспозиция такими большими экспозиционными комплексами, то есть хронологически выстроена: первый спутник, программа "Восток", программа "Восход", первый выход Алексея Леонова в космос, и первые программы освоения Луны, Венеры, Марса. И в этих комплексах добавлены экспонаты, которые ещё больше иллюстрируют и показывают в чём мы первые. Для того, чтобы у наших посетителей, которые не только в группах приходит, но и индивидуально, создавалось представление, в чём Советский Союз был первый в освоении космоса.

18. Наталья Артюхина, директор Музея космонавтики


Борис Волынов, лётчик космонавт СССР: "Я учился и видел как работал Сергей Павлович Королёв. Он создавал всё это. И когда не было конструкторских бюро, вдруг возникает большое КБ, которое впервые в мире запускает искусственный спутник Земли. Очень большое чувство возникает, когда рядом с тобой находится такой человек. У него учишься, впитываешь как он это делает, как разговаривает и, особенно, когда он к тебе обращается, надо прежде хорошо подумать, чем говорить. Этому тоже нужно учиться. Когда вращаешься в обществе таких людей, многое впитываешь в себя. Из первой двадцатки космонавтов в живых остались Алексей Леонов и я. Я первый полёт выполнял на "Союзе", на котором впервые в мире произошла стыковка.

Здесь в экспозиции появился фотоаппарат. Его никак не соглашались отдавать, потому что это совершенно секретная разработка. Кто знает фотографию знают, что фокусное расстояние измеряется в миллиметрах, а здесь фокусное расстояние - 6 метров. А фотографии до сих пор не рассекречены.

Спасибо всем работникам музея, особенно директору, за то, что они всё очень хорошо оборудовали.


19. Борис Волынов, лётчик космонавт СССР


Олег Артемьев, лётчик-космонавт России: "Всем привет от отряда космонавтов России! Мы там не можем оказаться, если не любим музеи. Поэтому все, кто у нас в отряде, все очень любят музеи. На самом деле не я сделал толчок, чтобы что-то отдать сюда, а моя жена, потому что она эти вещи не особо любит и они могут исчезнуть. И поэтому всё, что я могу спасти, я отдаю в музей. С первого полёта я отдал свои перчатки, но не все, а по одной перчатке с каждого выхода в открытый космос. Также отдал индикатор невесомости, который дал мне сын во второй полёт - это всем известный волк Забивака с чемпионата мира по футболу. Он со мной слетал в космос, посмотрел, как мы проводили там матчи между экипажами и мы смотрели матчи с орбиты. Это всё он видел. И ещё часть вещей, которые в быту у космонавтов. Это часы, плашеты, ручки. Они вроде как расходный материал, но всё равно это ценная вещь, которая для людей очень интересна. Тех кто летает последние четыре года, заставляют вести соцсети, поэтому очень много вопросов от людей: "Чем вы пишите? Чем пользуетесь?". Поэтому, я думаю, здесь будет интересно это посмотреть.

Мы будем летать дальше, на Луну, на Марс и все эти полёты будут забываться, а то "Утро космической эры", где все представители первого отряда и все те, кто присутствовал при этом, мы будем всегда к нему возвращаться. И будущее поколение всегда будет возвращаться к этому утру. Поэтому спасибо всем тем, кто все эти моменты сохраняет".


20. Олег Артемьев, лётчик-космонавт России


Вячеслав Довгань - водитель "Лунохода-2": "Я бы хотел напомнить, что этот год - год 60-летия космического телевидения. Седьмого октября появилось космическое телевидение... Идея лунохода - Сергея Павловича Королёва, но шасси Лунохода сделал Александр Кемурджиан. Первым водителем Лунохода был Габдулхай Латыпов. А мне посчастливилось сводить "Луноход-2" на поверхность Луны и его же загнать в кратер, но он был выведен из кратера и работал ещё, хотя по всем данным он там и остался. Ничего подобного. Даже американцы сняв наш маршрут, и "Лунохода-1" и "Лунохода-2" указали наш маршрут и каждый кратер назвали именами членов экипажа Лунохода-1".

21. Вячеслав Довгань - водитель "Лунохода-2"


Для меня же космическая программа Советского Союза, это достаточно больное место. У меня на Тушинском машиностроительном заводе, где доводился "Буран", работало два поколения семьи и я сам успел немного поработать на ТМЗ. И я знаю, что когда "Буран" решили с ТМЗ отвезти в парк Горького для аттракциона, то вызвали водителя, у которого был допуск к такой перевозке. Когда водитель узнал, что гордость СССР решили продать на аттракцион, его хватил инфаркт и он умер. Срочно стали искать второго водителя, у которого тоже был допуск. Нашли его на даче, привезли в Москву и он уже доставил Буран к условному месту на канале имени Москвы. где его погрузили на баржу и доставили в парк Горького. А ТМЗ благополучно разворовали и недавно его остатки продали за копейки. Вот такая печальная история.

22.


Но я рад, что Правительство Москвы отобрало у торгашей Буран и установило его на ВДНХ недалеко от павильона "Космос". Нельзя торговать гордостью страны.

23.


24.


25. Катапультируемый контейнер для животных второго космического корабля спутника. Белка и Стрелка


26. Бутылка шампанского французского винодела Анри Мэра. Одна из тысячи бутылок, присланных в СССР после запуска станции "Луна-3", сфотографировавшей обратную сторону Луны. Анри Мэр ранее заключил пари с консулом советского посольства во Франции о том, что обратную сторону Луны никто никогда не сможет увидеть. Проиграв пари, как честный спорщик, он отправил 1000 бутылок шампанского в Москву. Главным победителем в споре стал секретный Главный конструктор С.П.Королёв, о котором в те времена никто не знал. 1959 год


Фото: Михаил Брацило / Москультура

Если вам нравится проект "Москультура", то поддержать его вы можете перечислив любую сумму:

Карта Сбербанка: 5469380069749082

Яндекс-кошелёк: 410011895458642


Читайте и подписывайтесь на самый культурный проект МосКультУра

Tags: Выставки, МосКультУра, Музей космонавтики, Новости СМИ, Отзыв
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment