Культурная жизнь Москвы (cultura_v_msc) wrote in moscultura,
Культурная жизнь Москвы
cultura_v_msc
moscultura

Categories:

«NIRVANA» – Территория свободы

Ведь у любви особый сплав,
Там Курт Кобейн и Кортни Лав,
Вдвоём распив карибский ром,
Весь мир перевернут вверх дном…


Курт Кобейн – рок-музыкант, голос поколения 90-х, трагический бунтарь, пополнивший печально известный «Клуб 27». Его судьба обросла легендами и мифами. Режиссёр театра "Модерн" Юрий Грымов предпринял попытку понять каким был Кобейн на самом деле, проследить историю его становления, развития и саморазрушения (автор пьесы – Михаил Трофименко).




Это уже второе обращение режиссёра к этой теме: 15 лет назад спектакль «Nirvana» шёл на сцене театра Маяковского. Главную роль исполнял певец и музыкант Найк Борзов. На пресс-конференции, посвящённой премьере, Юрий Грымов подчеркнул, что это совершенно новая редакция спектакля. В ней всё другое, начиная от артистов и заканчивая сценическим оформлением.

02. Юрий Грымов


Чем актуален этот герой сегодня? Кстати, накануне премьеры Министерство культуры и Министерство просвещения, наконец, включили в культурный норматив школьника песню «Нирваны» «Smells Like Teen Spirit» – наряду с композициями Элвиса Пресли, «Биттлз», «Queen», «АББА», «Pink Floyd» и другими.

03. Курт Кобей - Богдан Щукин


А всё потому, что жива не только музыка, созданная Кобейном, но и проблема наркотиков, унёсших его жизнь. Булгаковский «Морфий», «Реквием по мечте» Хьюберта Селби-младшего, нашумевший сериал «Во все тяжкие». Почему эти произведения стали культовыми? Времена меняются, но убийственная, разъедающая душу тяга к пагубной зависимости остаётся. И это проблема не только индивидуальная, но и социальная. Поэтому посыл с афиши спектакля «Быть живым прикольно» звучит не просто как комментарий к жизни Кобейна, но и как глобальный месседж современному поколению.

04. Кортни Лав - Анастасия Сычёва


Кстати, в спектакле тема зависимости персонифицирована. Роль Драга и главного друга Кобейна исполняет актёр театра «Модерн» Юрий Анпилогов. Этот образ очень выразителен, ярок, многогранен. Он словно тёмное альтер-эго музыканта, его двойник, который всегда готов «помочь», поддержать философский разговор и вызвать то самое состояние нирваны. Израненное, травмированное детскими и подростковыми воспоминаниями подсознание Курта тянется к Драгу.

05. Драг - Юрий Анпилогов


Не менее важна тема любви Кобейна и Кортни Лав, которая стала его отвязной музой и их невротических, болезненных отношений, то дарящих эйфорию, то ввергающих в отчаяние. С рождением дочери Фрэнсис ситуация только усугубляется. Пару играет Богдан Щукин – молодой выпускник Щукинского театрального института (для него это первая серьёзная роль) и Анастасия Сычёва – приглашённая актриса из «Центра драматургии и режиссуры».

06.


Актёрская игра вызывает восхищение. Просто поразительно, насколько точно артисты доносят энергетику своих героев. Эмоционально, глубоко, пронзительно! Такие роли словно путь на Голгофу. В одной из первых мизансцен мы видим Кобейна именно в пластическом изображении распятия, и оно повторяется по ходу спектакля (художник-сценограф – Кирилл Данилов).

08.


Спектакль ассоциативен, местами он клиповый, его цветопись лаконична и метафорически изобретательна. В первом акте это нуарные тона родного города Курта, металлик огромной жестяной банки из-под пива, внутри которой разворачиваются события и наряд Кортни, олицетворяющий и культуру гранж, и страсть, и что-то кроваво-красное зловещее (художник по костюмам – Екатерина Сергеева).

09.


Второй акт совершенно ошеломляет. Всё сценическое пространство покрыто белой мыльной пеной, которая то превращается в ребёнка, то в нечто, поглощающее личность. Это и слухи вокруг жизни музыканта, и мишура славы, к которой он никогда не стремился, и образ его болезненного восприятия и неприятия реальности.

10.


Когда на сцене появляется ружьё, зная биографию Курта, мы понимаем, что оно не может не выстрелить. Но так хочется верить в обратное. В то, что творец выше всего, даже собственной судьбы. В финале, за пару минут до выстрела (спектакль имеет кольцевую композицию), важные и случайные люди в жизни Кобейна просят у него прощения. Это и Кортни, и его бывшие друзья, и журналистка, писавшая о нём статьи за большие деньги. Этот катарсис важен им, а не ему. Этим людям, окружавшим человека-легенду и хайповавшим на нём, почему-то важно быть прощёнными. Оказывается, он был их «топливом». Его же «топливо» было куда опаснее…

11.


«Театр – территория свободы», – говорит Юрий Грымов. Вот и спектакль получился свободным, атмосферным, драматичным, с актёрскими работами-откровениями и искренностью в каждой секунде.

12.


Спектакль «Nirvana» будет идти два раза в месяц – в день рождения и день смерти Кобейна. Курт, мы тебя помним! Ты жив!

13.


14.


15.


16.


17.


18.


19.


20.


21.


22.


23.


24.


25.


26.


27.


29.


30.


31.


Алина Бурмистрова
Фото: Михаил Брацило / Москультура

Подписывайтесь на мой канал "Культурная история" на Дзен

Читайте и подписывайтесь на самый культурный проект МосКультУра

Присоединяйтесь в друзья! Всем всегда рад!

Читать вКонтакте Смотрите в Instagram Читать в Facebook Дружить в ЖЖ


Tags: МосКультУра, Новости СМИ, Отзыв, Премьера, Театр "Модерн"
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments