"Отцы и дети" в Театре на Перовской

Добрый вечер!

Сегодня хочу рассказать о спектакле Театра на Перовской «Отцы и дети». Сразу понятно, что произведение не из простых и уже на то, чтобы решиться поставить на сцене известнейший роман, нужна смелость. Стоит ли даже говорить о том, какие серьёзные задачи встают перед актёрами в процессе работы? 

Режиссёр этого спектакля — Гульнара Галавинская, художественный руководитель театра. Сам он, кстати, небольшой, но очень уютный — в зале чуть больше 100 мест. Расположен прямо в жилом доме (по адресу ул. Перовская, 75), что делает его ещё более семейным, свойским. Несмотря на свою большую историю (этот сезон уже 33 по счёту), он неизвестен многим театралам и, надо сказать, совершенно напрасно.

У театра богатый репертуар, включающий в себя и классику, и пьесы современных драматургов, и восхитительные детские спектакли с очень красивыми декорациями. Впрочем, игра с декорациями вообще одна из его «фишек», но об этом чуть позже.

Малыш и Карлсон
Малыш и Карлсон

Вторая «фишка» — живая музыка. При театре есть небольшой оркестр, часто в спектакль включаются музыкальные композиции, исполненные на флейте, скрипке, фортепиано... Оркестр играет и перед показом, а в антракте, если он есть, вновь звучит фортепиано. 

Кстати, спектакли сильно отличаются по форме и продолжительности: от часа с антрактом для самых маленьких зрителей, до двух часов без антракта в пьесах с глубоким погружением. «Отцы и дети», вот, шёл два с половиной часа. Впрочем, с антрактом. 

Василий Рихтер (Аркадий), Виктор Никитин (Павел Петрович), Артур Мартировов (Евгений)
Василий Рихтер (Аркадий), Виктор Никитин (Павел Петрович), Артур Мартировов (Евгений)

Спектакль слегка осовременен. То есть, текст романа нисколько не изменён, напротив, он даже иногда звучит, врывается в театральное пространство. Но герои одеты как сегодняшние студенты, Одинцова с Кирсановым танцуют на балу что-то вроде хастла, сам Аркадий слушает музыку в больших наушниках и умеет «пустить волну». При этом на сцене появятся и живые лягушки в банке, и лохань с водой и даже тачка с сеном. Конфликт поколений на фоне смешения времён.

В имении Одинцовой
В имении Одинцовой

Главная особенность сцены этого спектакля — зеркальные стены, под кривым углом искажающие реальность. Порой они образуют такие причудливые рисунки, что начинаешь будто бы видеть спектакль в спектакле. Кроме того многие элементы легко передвигаются, изменяя пространство. Если вам нужно поехать на бал — что ж, довольно поменять паркет! 

Базаров и Одинцова
Базаров и Одинцова

Конечно, за два с половиной часа весь роман не охватить. После спектакля захотелось взять книгу в руки, перечить, что забылось. Однако основные вехи и сюжета, и конфликтов, и отношений главных героев, конечно, одна за другой пройдут перед зрителем. Это похоже на наблюдение за жизнью других людей: вы видете только то, что происходит на глазах, догадываясь, что и за кулисами остаётся что-то неизвестное, пропущенное. Зритель — будто невидимый свидетель в доме Кирсановых, для него никто не будет играть, развлекать его, что-то объяснять — ухватывай, что успел увидеть, додумывай, вспоминай! Очень грамотный подход для постановки всем известного произведения.

Наконец, следует сказать два слова об актёрах. Аркадия играет совсем молодой ещё актёр Василий Рихтер. Он выпрыгивает на сцену, начинает плясать, шуметь, хлопать в ладоши и создавать вокруг себя атмосферу праздника, но после ссоры с Базаровым он совершенно преображается: сердитый взгляд, неожиданная строгость, тоска и гнев на приятеля — становится прямо больно и тоскливо за этого светлого человека. И когда он возвращается в привычное своё состояние, чувствуешь облегчение.
Конечно, актёру предстоит ещё многому научиться, но его игра в какой-то увлекла нешуточно, а это многого стоит.

Образ Базарова может вызвать некоторые вопросы. Он показан диким зверем, хамящим чуть ли не без повода, швыряющимся стульями и иногда совершенно напрасно кричащим. Но да, такая трактовка тоже имеет право на существование. Тут, конечно, самой сильной была сцена горячки. Полного развития этого героя зрители не увидят, зато почти на себе ощутят его силу, которую некуда выплеснуть. 

Одинцова развязна, вовсе не холодна, в ней не остаётся рассудительности. Из-за такого представления главных героев и их болезненные отношения переходят в другую плоскость, но за ними интересно наблюдать. Одинцовское «Вы меня неправильно поняли!» звучит действительно комично. Но самой забавной оказывается Кукшина, великолепно сыгранная Еленой Штепенко. Прекрасна Юлия Малинанина-Фенечка, сперва нервная, напряжённая, хохочущая и не знающая, куда деть злосчастный поднос, потом оскорблённая и сильная после приставаний Базарова и гневная, почти грозная в разговоре с Павлом Петровичем. 

Ну и конечно трагические роли — родители Базарова. Очень трогательные и глубокие отношения без переигрывания. Просто и правдиво. Эти роли исполнили Галина Чигасова и Константин Никифоров.

У спектакля были и менее сильные стороны. Так не впечатлила музыкальная составляющая, вернее переход от живой музыки к минусовкам. Видимо, тут тоже должен был быть конфликт, но во время просмотра я лично не прониклась. Не порекомендую «Отцов и детей» театра на Перовской школьникам, ещё не прочитавшим романа. А вот сходить на него с литературным классом, чтобы посвятить следующий урок подробному разбору — отличная идея. 

Спасибо за внимание!
О других спектаклях театра можно прочитать в ЖЖ-сообществе: https://na-perovskoy.livejournal.com/
Следующее мероприятие: предпремьерная репетиция «Женитьбы Фигаро» 9 октября.


Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.

Error

Anonymous comments are disabled in this journal

default userpic

Your reply will be screened

Your IP address will be recorded