Михаил Брацило (tushinetc) wrote in moscultura,
Михаил Брацило
tushinetc
moscultura

Category:

Илья Рейбарх: "Народная музыка, песня, танец это постоянное обновление, постоянная эволюция"

В концертном сезоне 2020/2021 Государственный академический оркестр солистов «Русские узоры» Московской областной филармонии отмечает 50-летие! Народный по составу, но многогранный по сути: сегодня коллектив исполняет музыку самых разных стилей и жанров. Кроме того, «Русские узоры» участвуют в музыкальных спектаклях, выступают на международных и всероссийских фестивалях, гастролируют по городам России и за рубежом. Хор жалеек, игра на пиле, фланкировка шашками — это лишь некоторые «спецэффекты» оркестра. Художественный руководитель и дирижер — Илья Рейбарх.


Фото: https://mosoblfil.ru/


4 декабря 2020 года состоится юбилейный онлайн-концерт оркестра «Русские узоры». Он пройдет на YouTube-канале Московской областной филармонии. Оркестр представит разные грани своего репертуара: народную музыку, классику, джаз, фрагмент мюзикла, оригинальные произведения современных композиторов. В программе примут участие солисты Московской областной филармонии — прославленные музыканты и молодые артисты: один из самых востребованных пианистов современности Александр Гиндин, известные джазмены Андрей и Михаил Ивановы (контрабас, фортепиано), одна из самых ярких исполнительниц на гуслях Ольга Алексеева, победитель 72-го Кубка мира по баяну и аккордеону Кирилл Русинов (баян), балалаечник-виртуоз Денис Забавский, великолепная оперная певица Алина Яровая (сопрано).
Ссылка на YouTube-канал МОФ: https://www.youtube.com/c/Московскаяобластнаяфилармония

«Русские узоры» — коллектив уникальный. Не случайно он назван «оркестром солистов». Действительно, каждый артист в том или ином произведении исполняет сольную партию. Традиционный народный состав дополнен эксклюзивными старинными инструментами: в оркестре есть рубель, береста, трещотки, флексатон, цуг-флейта, фруста (или хлопушка), жалейки, свирели, набор ручных кугикл и многое другое. В оркестре хранится реликвия — балалайка-контрабас работы известного мастера С.И. Сотского (1894–1950). Артист оркестра Михаил Клименко владеет редчайшим искусством — фланкировкой шашками. Кроме того, оркестр поет! Артисты имеют еще и профессиональную хоровую подготовку.

Москультура поговорила с Художественным руководителем и дирижером Государственного академического оркестра солистов «Русский узоры» Ильёй Яковлевичем Рейбархом

- Как был создан ваш коллектив?

- Коллектив был создан в 1970-м году энтузиастом, а впоследствии Народным артистом России Владимиром Александровичем Зозулей как коллектив единомышленников: бывших студентов, преподавателей Культпросветучилища, которое было когда-то в Московской области. Но в 1970-м году был создан именно профессиональный коллектив с трудовыми книжками, с трудовыми договорами, на профессиональной основе. Артисты принимались исключительно по конкурсу, был серьёзный отбор и 4 декабря 1970 года в городе Волоколамск состоялось первое выступление именно в качестве профессионального коллектива.

Коллектив был создан исключительно для того, чтобы пропагандировать музыку исключительно на русских народных инструментах и, в том числе музыку на старинных русских народных духовых и ударных инструментах.

- Где вы достаёте уникальные народные инструменты? Делаете ли их сами?

- В основном мы инструменты покупаем у мастеров. Какие-то инструменты проходят доработку и обкатку в оркестре. Мы не то, чтобы их сильно усовершенствуем, но все исполнители относятся к своим инструментам серьёзно, что-то где-то шлифуют, допиливают, доделывают. Не могу сказать точно, иногда это какие-то секреты, какие-то особенности. Все исполнители относятся к своим инструментам трепетно и дорабатывают их под себя. Это индивидуальная подгонка. Нет такого понятия, что мы изготавливаем инструменты целиком и полностью.

Но в истории коллектива сущестует целый раздел, целая эпоха когда сами мастера по изготовлению старинных духовых и ударных инструментов были частью коллектива, они были музыкантами оркестра. С тех пор многие из них остались мастерами, но перестали быть музыкантами, часть из них уже ныне не с нами. Но, действительно, когда-то сами мастера были артистами оркестра.

Что касается изготовления и ремонта русских ударных инструментов, то да, такое бывало. И ремонтировали самостоятельно в полевых условиях, а иногда и изготавливали сами. Изготовленные самими музыкантами инструменты у нас в наборе есть, но, конечно же мы закупаем инструменты у профессионалов. Причём мастера с удовольствием сотрудничают с нами, предлагают какие-то эксперименты музыкантам, а музыканты предлагают какие-то эксперименты, новшества, предложения в конструкцию инструмента. Так, в содружестве и рождается то, что называется музыкой.

- Как вы оцениваете перспективы русской народной музыки и песни: по-прежнему они популярны или есть спад интереса к народной музыке?

- Я оцениваю перспективы положительно. Русская народная культура, русская народная песенная и музыкальная культура это не то, что когда-то давно было в древности и ныне осталось с нами. Мы культуру формируем и не только предоставляем зрителю возможность услышать то, что он от нас ожидает, но и стараемся зрителя воспитывать, образовывать и, конечно, прежде всего, просвещать.

Культура - это живой организм. Народная музыка, песня, танец это постоянное обновление, постоянная эволюция. Да, она происходит под воздействием тех или иных инородных культур, культур других стран и народов, но в этом нет ничего плохого, нет ничего необычного, нет ничего ужасного. Наоборот, русская культура, как мне кажется, как никакая культура в мире, может гордиться тем, что она с лёгкостью впитывает в себя всё, что ей интересно, полезно и нужно. И с ещё большей лёгкостью отрицает все влияния, которые ей так или иначе не подходят. Поэтому, мне кажется, что у русской народной музыки, и песенной, и танцевальной, и академической нет никакой границы и нет никакого противостояния с мифической западной культурой: рэпом, роком и джазом. Наоборот, мы с удовольствием играем рок и джаз сами и, мне кажется, делаем это порой не хуже, а изредка и лучше, чем некоторые коллективы, которые считают себя доками исключительно в каком-то узкомспециализированном эстрадном направлении, но при этом за рамками собственной исполнительской традиции в которой они застряли, в 70=80-х годах прошлого века. Так они толком ничего и не могут. А мы можем. Мы постоянно развиваемся как академические музыканты, вбираем в себя всё самое лучшееи предоставляем это зрителю.

- Как вас встречают на гастролях за рубежом? Популярна ли там русская народная музыка?

- Да, русская народная музыка всегда очень популярна за рубежом. Конечно, это прежде всего то, что хотят услышать от нас зрители. Мы с удовольствием эту возможность им предоставляем. Это, конечно, очень большой интерес, как и для нас интерес к представилям других культур, которые привозят к нам образцы своей музыки. В целом, неизменно за рубежом не ожидают, что на балалаечках и домрачках можно играть и классику, и современную эстрадную музыку, и делать это виртуозно, свободно и легко Все думают, что мы можем только “Калинку” и, в крайнем случае, что-нибудь народное ещё спеть и сплясать. Встречают всегда с теплотой.

- Как на оркестре отразился сложный 2020 год? Как коллектив его переживает?

2020 год коллектив переживает сложно. Он сложнй для всех музыкантов, а для академических, наверно, в первую очередь. Потеря контакта с живым зрителем, это очень большое испытание, особенно для тех, кто многие годы с удовольствием выходит на сцену. Сцена, как мне кажется, самый сильнейший наркотик на свете, отказаться от него очень сложно. Это потрясающая энергетика, когда ты общаешься с живым зрителем, живой публикой и даришь живые эмоции, и тут же получаешь отклик, эти глаза, эти аплодисменты, эти возгласы.

Всё течёт, всё меняется. Мы постарались как можно с наименьшими потерями в качестве постарались выйти на онлайн-музицирование. Даже во время тотального самоизоляционного периода всё равно музыканты отдельно записывали свои ноты. Я их пытался сам соединить. Мне кажется вышло очень даже неплохо. У нас вышло четыре Ютуб-трека.

4 декабря к 50-летию коллектива мы представим большой онлайн-концерт, который мы много репетировали и долго готовили. Это будет интересно зрителям и это интересно мне, потому что это новая страница и, грешно сказать, но, возможно, 2020 год подтолкнул нас к тому, чтобы осваивать новые технологии. Кто не меняется, тот остаётся в истории, а нам хочется со своим зрителем бежать дальше в глубину XXI века в новые технологии, новые возможности и к новым зрителям.

- С чем оркестр “Русские узоры” подходит к 50-летнему юбилею? Будет ли новая программа?

- Мы готовим сейчас сразу две новые программы. Одна из них по повести Шукшина о Степане Разине. Там будут соединены и музыка, и свободная импровизация, и русские народные духовые инструменты, и танец, и слово, и профессиональный вокал от наших оркестрантов. Мы сейчас очень усиленно занимаемся постановкой голоса, хорового пения с профессионалом своего дела, замечательным хормейстером Андреем Каргополовым.

И, конечно же мы встречаем 50-летие в онлайн-формате потрясающим концертом, где с нами выступают представители разных коллективов Московской областной филармонии. Мы постарались подобрать для каждого солиста, представителей того или иного коллектива определённые произведения, которые показывают, что на русских народных инструментах можно сыграть всё, что угодно: и классику, и джаз, и фолк, и какие-то элементы рока, и народную музыку, и академический аккомпанемент, и, даже, концерт Баха для фортепиано с оркестром, и, конечно, мы играем свои особенные произведения, которых в репертуаре нет ни у кого, только у нас.Такой фьюжн-концерт, где русские народные инструменты доказывают, что они могут играть абсолютно любой жанр, причём очень убедительно и очень творчески полноценно.

- Что увидят и услышат зрители 4 декабря на юбилейном онлайн-концерте оркестра? Где его можно будет посмотреть?

Посмотреть концерт можно и нужно на YouTube-канале Московской областной филармонии. Это идея художественного руководства филармонии, за что ему огромное спасибо.

Что можно услышать?

Во-первых одно из уникальных произведений ”Смоленский гусачок” - русский народный танец Смоленской области.

Во-вторых это заключительный номер концерта, гордость нашего нового репертуара, увертюра к сказке Пушкина “О попе и работнике его Балде”. Специально для нас написана музыка композитором Сергеем Плехановым по заказу оркестра.

В этом концерте можно будет услышать и увидеть как дирижёр Симфонической капеллы Филипп Петров дирижирует венгерский танец Иоганна Брамса в исполнении нашего оркестра.

Можно будет увидеть обладателя Кубка мира по баяну 2019 года Кирилла Русинова, который играет “Соло с оркестром”.

Можно будет увидеть великолепную гусляршу Ольгу Алексееву, солистку оркестра “Гусляры России”

Можно будет увидеть и услышать блистательную Алину Яровую, которая будет петь даже для себя в необычной манере, а уж для “Русских узоровы” вообще специально сделана и подготовлена инструментовка мюзикла “Кошки” Эндрю Ллойда Уэббера, знаменитая “Memory” из этого мюзикла.

С нами выступает, пожалуй, самый известный солист филармонии, Александр Гивин, который блестяще играет ре-минорный концерт Иоганна Себастьяна Баха, а мы ему аккомпанируем на русских народных академических инструментах.

С нами выступит “Симфоджаз” братьев Ивановых.

С нами сыграет Денис Забавский, один из самых молодых, интересных и дерзких экспериментаторов на русских народных инструментах в джазовой и роковой манере.

“Все жанры в гости к нам!”, - под таким девизом пройдёт наш юбилейный концерт.

- Что вы хотите пожелать читателям “Москультуры”, своим зрителям и слушателям в Новом году?

Слушателям и читателям “Москультуры” хотелось пожелать крепкого здоровья. Сейчас это пожелание как никогда выглядит актуально. Хотелось бы, чтобы все слушались врачей, а не своими домыслами лечили слоные болезни, с которыми врачи справляются куда лучше нас. Хотелось бы пожелать не унывать, музыка и культура всегда с нами. Никогда не бывает такого, чтобы музыка нас покинула, хоть старая французская пословица гласит, что “когда пушки говорят, тогда музы молчат, но только не в случае с Россией, когда всё происходит не так как должно происходить, в России всё равно звучит музыка и, пожалуй, она рождается даже куда более активно. Вспомним и великого Чайковского и великого Шостаковича. Музыка всегда с нами, друзья!

Ищите нас на YouTube-канале, ищите нас в записях. Мы есть, мы с удовольствием приглашаем вас к прослушиванию и к просмотру.

Что же касается наших зрителей, это, конечно, отдельная статья. Самое большое пожелание: до скорой встречи на настоящих концертах, на настоящем живом выступлении. Я уверен, что это произойдёт. Произойдёт это скоро, надо только дождаться и мы обязательно подарим вам праздник музыки, который будет тем ярче, тем острее, чем больше нам запрещают с вами видеться. Всё будет замечательно. Не болейте. Живите богато, счастливо и долго. Ваш Илья Рейбарх.

Беседовал: Михаил Брацило / Москультура

Читайте и подписывайтесь на самый культурный проект МосКультУра

Tags: Интервью, Культура, Москультура, Новости СМИ
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments