Спектакль является продолжением необъявленной, но очевидной "русской линии" МХАТа – началом ее стала постановка такого шедевра, как "Слово о полку Игореви".
И вот теперь - "Лавр. Житие в клеймах". Клейма - это такие небольшие оконца по краям иконы, где изображены разные моменты из жизни святого. Клейма - это воплощенная одновременность всего бытия человека, которая стала и главной метафорой спектакля.
Декорация - огромная структура из ячеек на заднем плане, в которой одновременно находятся все ушедшие персонажи. Каждый из них, умирая, буквально взмывает вверх (поднимается на лифте) и занимает свое место в одной из ячеек. И на их фоне, с их участием происходит всё действо. Сначала маленького сироту Арсения воспитывает дед Христофор, лекарь-травник. Потом он уходит, и Арсений остается один. Кстати, главного героя в разные годы жизни играют три актера - сначала румяный золотоволосый мальчик, потом молодой актер Евгений Кананыхин, и в зрелости -Дмитрий Певцов.
Мальчика окружает волшебный многоцветный мир, вокруг сплошные чудеса, и даже волк из леса приходит поиграть и помочь. Говорят, детей и животных невозможно переиграть. Здесь участвует и ребенок, и пес - оба играют прекрасно, а точнее - просто живут на сцене. Но и взрослые актеры не уступают им.
Когда повзрослевший Арсений вступает на путь любви и потери, рыжие волосы его возлюбленной пылают, как пламя, и согревают обоих. Но она с ним остается очень недолго - взмывает. Арсений винит себя в том, что она умерла невенчанной, а их ребенок некрещеным, и решает посвятить свою жизнь тому, чтобы искупить эту вину.
И постепенно становится ясно, что нет ни времени, ни пространства, а есть многослойная ячеистая структура мира, в которой умещаются все и всё. А ушедшие по-прежнему здесь, их просто надо суметь увидеть. И Арсений-Устин-Лавр, разговаривая обо всем со своей неземной любовью, проходит нелегкий путь, скорбный и величественный.
Лечит людей, скитается юродивым, совершает паломничество в Иерусалим, становится монахом и в конце пути - святым. Последний его подвиг, сюжет для очередного клейма - помощь безродной девушке-сироте, очередной виток спирали в истории Устины. В зале многие рыдали, поверьте.
Сразу после показа состоялась пресс-конференция, где выступили автор романа Евгений Водолазкин, режиссер Эдуард Бояков и актеры. Точнее всех сказал Леонид Якубович, который тоже сыграл в этом спектакле: "Мы все уже живем в апокалипсисе, и бояться этого не стоит. Но это еще не конец, и вопрос в том, кто придет после нас. Эта история не для скучающего зрителя, это для думающих людей".
И еще - это история очень русская, добавила бы я. Да, это во многом постмодернистская литературная игра, но игра сугубо русскими мифологемами и символами, позволяющая осмыслить саму суть русской души.
В общем, яснее ясного - именно этот спектакль нельзя пропустить. О нем будут много говорить и спорить, он наверняка станет новым этапом для современного театра. И через много лет можно будет написать воспоминания: "Как я побывал на премьере знаменитого Лавра"...
Текст и фото: Татьяна Рахматуллина
Читайте и подписывайтесь на самый культурный проект
Community Info