
Государственная комиссия по электрификации России (ГОЭЛРО) была создана в марте 1920 года по заданию Владимира Ленина. Разработанный Глебом Кржижановским, Робертом Классоном, Генрихом Графтио и другими инженерами план электрификации страны и строительства сети электростанций хотя и основывался на дореволюционных проектах, стал ощутимым признаком свершившейся революции. МОГЭС, Шатура, Кашира, Волхов, Свирьстрой, ДнепроГЭС и другие точки плана ГОЭЛРО, возникшие на карте, зажгли свет и запустили электродвигатели на производствах, а также изменили повседневную жизнь и мировосприятие людей.
«Электрификация в 1920-е годы не только повлияла на социальные, экономические, индустриальные процессы, но была и одним из ключевых образов эпохи, ставших для художников, поэтов, режиссеров и дизайнеров метафорой революции. Тезис Ленина «Коммунизм есть советская власть плюс электрификация всей страны» позволил визуализировать коммунизм — при помощи электричества. Все, с чем ассоциировалась революция — просвещение, промышленный подъем, энергия — можно было представить при помощи понятных и выразительных образов: света, лучей, линий электропередач и лампочек Ильича», — рассказывает куратор выставки Александра Селиванова.
Электричество становилось героем рассказов, пьес, детских сказок, плакатов, кино, а также появлялось в графике, живописи и скульптуре. Его образ воплощался в форме лампы накаливания, уходящих вдаль линий электропередач, мощных турбин электростанций и отождествлялся с фигурой самого Ленина. Именно в это время формировался миф о вожде, несущем новую энергию, новый свет и новый мир. Каждое из художественных объединений эпохи авангарда находило свой источник вдохновения в теме ГОЭЛРО. Так, образы электрических ламп, турбин и линий электропередач соединились в плакатах конструктивистов Густава Клуциса, Сергея Сенькина, Эль Лисицкого, Александра Родченко. Проекционисты работали с контрастами светящихся метафизических ламп, линий, фигур и окружающей тьмы. ОСТовцы исследовали новые образы города и деревенских пейзажей, пронизанных линиями проводов и ритмическими рядами столбов.
Один из героев выставки — художник и изобретатель Георгий Гидони, который пропагандировал новое искусство света и цвета, полученное путем электрической энергии. Среди его экспериментальных концепций — светотеатр, светоархитектура, светомузыка, светодекламация и светохореография. Из множества задуманных проектов художнику удалось осуществить Модель Светопамятника Х-летию Октябрьской революции, реконструкцию которого можно будет увидеть на выставке. Она была создана Георгием Гидони при участии Н. Могилевского и физика Сергея Майзеля в 1926–1927 гг. для демонстрации на юбилейной сессии ЦИК СССР. Центр проекта — гигантский глобус из матового стекла — должен был стать гигантским светооркестром, управляемым электричеством и исполняющим при помощи сложных механизмов различные светоцветовые аранжировки.
Также на выставке представлены работы Климента Редько — члена группы радикально настроенных художников-вхутемасовцев «Электроорганизм». Кроме Редько туда входили Сергей Лучишкин, Михаил Плаксин, Соломон Никритин и Александр Тышле. Их объединяло стремление к созданию нового искусства на пересечении науки, философии, техники и физиологии. В манифесте 1922 года Климент Редко писал: «Свет — организующая материя», и противопоставлял «архитектонику электроорганизма» конструктивизму, натурализму, реализму и футуризму. В его графике свет, энергия, ток, электрический разряд становились объектами живописного пластического анализа в сочетании с образами нового сверхчеловека и сложно устроенного индустриального электрического мира. Для создания электрического эффекта свечения в своих полуабстрактных работах Редко использовал художественные приемы, характерные для традиционной иконописи и лаковой миниатюры — черный фон, контрастные светящиеся линии и пятна.
Идея электрификации повлияла и на развитие архитектурной практики авангарда. Инженеры и энергетики ГОЭЛРО (Александр Винтер, Генрих Графтио, Иван Радченко, Роберт Классон, Иван Александров и другие) создавали творческие коллективы, в которые включали передовых архитекторов. Братья Веснины, Валентин Дубовской, Иван Жолтовский, Андрей Буров, Эдгар Норверт, Оскар Мунц — все они занимались промышленным проектированием, и создавали работы, отвечавшие духу времени. Так, за победу в конкурсе архитектурного проекта главного корпуса Днепровской гидроэлектростанции боролись архитекторы двух направлений: конструктивизма и неоренессансной школы. 11 января 1930 года лучшим был признан проект, созданный конструктивистом Виктором Весниным вместе с Николаем Колли, Георгием Орловым и Сергеем Андриевским. В итоге к 1 мая 1931 года был выстроен лаконичный и монолитный фасад с горизонтальными линиями окон. Днепрогэс стала одной из самых знаменитых строек страны и важным образом эпохи авангарда: как символ прогресса она предстает на экспериментальных фотографиях Георгия Петрусова, Макса Альперта, в фотомонтажах Густава Клуциса. Достижения инженерной мысли гидроэнергетики запечатлены в фильмах Эсфири Шуб «Комсомол — шеф электрификации» и Дзиги Вертова «Энтузиазм: симфония Донбасса».
Для многих авторов — поэтов, писателей, художников — электрический ток приобрел мистическую, почти сакральную окраску новой религии. Электричество становится одним из главных «веществ» в текстах Андрея Платонова: «Легкий, неуловимый дух любви: оно выходит из всего и входит во всё, где есть энергия». Электричество впервые попало в тексты Платонова в 1921 году, когда в Воронеже была опубликована публицистическая брошюра «Электрификация. Общие понятия». Затем электрическая энергия, электромонтеры и инженеры заполонили романы, повести и рассказы: от «Родины электричества» и «Высокого напряжения» до «Эфирного тракта», «Сатаны мысли» и «Жажды нищего».
Кроме этого, в экспозиции будут фотографии Александра Родченко с Электролампового завода и МОГЭС, архитектурные фантазий Якова Чернихова, «Электрическая Венера», выполненная из стекла и металла Александром Лабасом для Сельскохозяйственной выставки 1930 года в Минске, редкая кинохроника из Красногорского архива и многое другое.
Пространство выставки превратится в тотальную аудио- и световую инсталляцию, которую для Музея Москвы сделала видеохудожник, режиссер, архитектор и сценограф Дина Караман. Оно будет разделено на несколько зон — «Свет», «Ток», «Станции», «Линии», «Город», каждая из которых расскажет о том, как электрификация в разных своих проявлениях отражалась в искусстве и литературе. Между зонами будут выстроены «башни», посвященные отдельным электрификаторам — Глебу Кржижановскому, Александру Винтеру, Генриху Графтио, Роберту Классону. Здесь можно будет изучить документы и фотографии, посвященные их жизни и главным творениям: подмосковным Шатурской и Каширской ГРЭС, северо-западным Волховской и Свирской ГЭС, и, конечно же, Днепрогэсу — знаковому сооружению архитектуры авангарда и символу электрификации. Фигура Ленина, отраженная в коллажах и фотомонтажах конструктивистов, плакатах и книгах, скульптуре и графике займет отдельную «башню». Драматический сюжет создания Московского электролампового завода станет последней, шестой «башней» экспозиции.
Билеты на сайте Музея Москвы
Читайте и подписывайтесь на самый культурный проект

Community Info