"Театр", фото с сайта театра "Современник"
У нас эта замечательная книга некоторым образом оказалась в тени культового советского фильма с Вией Артмане и Иваром Калныньшем — что, разумеется, создает дополнительные трудности как для режиссера, так и для публики: сколько бы она ни твердила, что кино — одно, а сцена — совсем другое, ей особенно трудно угодить в том случае, если имеется считающееся практически идеальным киновоплощение.
Владимир Панков создал спектакль в своем фирменном стиле — порывистый, эклектичный, с большим количеством музыки, любопытной сценографией (и она, и костюмы — создания Максима Обрезкова) и запоминающимися актерами. Помимо Елены Яковлевой в роли Джулии Ламберт, это в первую очередь Сергей Юшкевич в роли мужа и Кирилл Мажаров — аналог служанки-кокни Эви из романа и фильма, этакий вызов классической трактовке.
Еще раз режиссер попытался поставить на противоположность, подбирая актера на роль Тома — однако в этом случае магии не вышло: Том, которого мы видим на сцене, просто заурядный и не цепляющий. Для такой, как Джулия Ламберт, все-таки хотелось бы чего-то большего — но так как спектакль Панкова больше о любви к театру, чем к конкретному человеку, возможно, Том не настолько и важен.
Потому что Панков использует из исходного сюжета только то, что соответствует его замыслу. Да, жила-была знаменитая — и гениальная — актриса, чья жизнь катилась по накатанной колее, есть муж — опора во всем, есть взрослый сын, есть театр, и тут — нате вам — в ее жизни появляется молодой красавец, который становится ее последней любовью. О первой любви обычно говорят и пишут очень много, но о последней мало кто умеет написать, и написать хорошо. (Моэм сумел.)
В общем, с одной стороны — работа, с другой — роман с этим Томом, который все равно тянется к своим сверстникам и влюбляется в молодую актрису Эвис Крайтон — которую героиня изящно уничтожает, не выходя, впрочем, за пределы театра (помните сцену с красным платком?). И вот как раз это сведение счетов опять-таки Панкова не интересует, он демонстративно от него отказывается. Его спектакль не о последней любви, а о первой и единственной. О театре.
И потому в его постановку включены фрагменты (причем довольно большие) самых разных пьес и инсценировок, и Чехов, и Достоевский, и Шекспир, и Брехт. И все эти роли Елена Яковлева сыграла, и сыграла замечательно — особенно самый трудный кусок из Брехта (в котором некоторые обозреватели увидели помимо прочего вызов Юрию Бутусову).
Но финал — ах, финал, где старейшие актеры и Яковлева в инвалидной коляске — финал меня сразил, скажу честно. Тем более что только из программки можно узнать, что среди этих актеров Сарра Сиддонс и Эллен Терри, звезды английской сцены, о которых у нас вообще-то знают — ну, практически ничего. И ладно старые актеры, но все-таки героиня Яковлевой все действие горела страстями, пикировалась с режиссером Лэнгтоном (которого, кстати, давно нет в живых, так что их пикировка только воображаемая), ссорилась и мирилась со своими мужчинами, включая слугу — и внезапно она в коляске. Это произошло слишком резко, без перехода, и потому вызвало у зрителя реакцию по типу "не верю". Поэтому, несмотря на свои достоинства, спектакль в итоге оставляет смешанное впечатление. Лично мне он скорее понравился, но я вообще люблю Моэма и многое из того, что ставится по его сюжетам.
Добавлю, что "Театр" идет 2 с половиной часа БЕЗ антракта — имейте это в виду, когда приходите на представление.
Community Info