Андрей Травин (volk) wrote in moscultura,
Андрей Травин
volk
moscultura

Выставка «Антонио Гауди. Барселона»

Идущий Антонио Гауди на фоне храма Святого Семейства

Луис Багариа. Идущий Антонио Гауди на фоне храма Святого Семейства. 1915 год.

Антонио Гауди (1852-1926) родился в небольшом городке на Коста-Дорада. На родине архитектора ныне имеется Тропа модернизма, к нему никакого отношения не имеющая.
Папаша его был медных дел мастер, то есть делал котлы. А дядя был ремесленником-кузнецом. Мальчик мог смотреть на процессы, и в результате с самого детства приучился мыслить не чертежами и схемами, а макетами и объемами. Это определило его творческий метод. Такое впечатление, что в его дальнейшей трудовой биографии чертежи зданий предоставлялись городским властям на утверждение, а после их подписания уже не особо интересовали архитектора.

В своем репортаже о посещении Барселоны я упоминаю его только через запятую, в общем списке знаменитых каталонцев, но и тогда, и сейчас мне понятно, что в случае с Гауди, как и в случае с Пушкиным, мы имеем дело не с талантом, а с гением. Для тех, кто не улавливает разницы, отмечу, что талантливость — качество довольно заурядное, ведь примерно треть человечества талантливо. Однако талант решает задачи, которые ему подсовывают заказчики, начальство, учителя, а гений решает задачи, которые кроме него даже никто не видит. Пушкину никто не поручал создать новый русский язык, а он это смог. По поводу Гауди затрудняюсь заявить столь же хлесткую формулу гениальности, но, к примеру, однажды он догадался, что стены в домах необязательно должны быть прямые…

При знакомстве с художествами мастера многие еще при его жизни задавались вопросом: «Гауди — гений или сумасшедший?».
Впервые этот вопрос прозвучал вслух на вручении дипломов архитекторской школы в Андалусии, единственного места на планете, которое кроме родной Каталонии посетил Гауди. Для успешного выпуска архитектор должен был сделать один объект. А далее — выпускной вечер в новую работу и новую жизнь. На ставший потом сакраментальным вопрос «гений или безумец?» молодой Гауди тогда холодно ответил: «По-моему я просто архитектор».
Действительно, версия безумия не имеет под собой никаких оснований. Гауди помнил о девизе французского архитектора Эжена Виолле-ле-Дюка: «Учиться на старых образцах, но только критически!». Один из немногих архитекторов в ХХ веке он исследовал естественные формы: природные линии и изгибы — вот, что его волновало.

Московский музей современного искусства в это лето представляет масштабную выставку «Антонио Гауди. Барселона», в основу которой положен многолетний проект-исследование. Там более полутора сотен экспонатов: чертежи, планы, макеты знаменитых зданий, а также мебель и декоративные элементы. Многое восстановлено, так как в 1936 году анархисты сожгли здание с большинством материалов Гауди.

В начале трудовой биографии Гауди в архитектурном ремесле возникла такая ситуация, что у всех знаменитых стилей появилась приславка «нео»: неоромантика, неоготика и неовизантизм. Такая ситуация не задержалась надолго, потому что вскоре всех перечисленных сменил модерн. Гауди также можно считать архитектором в стиле модерн, хотя он успел построить и сооружения в стиле неготики, и даже выстроить знаменитое здание в южноиспанском стиле мудехар — Дом Висенса (он встречается далее в фотогалерее макетов).

Более двадцати лет Гауди, долгое время не имевший собственного жилья, прожил в "рекламном" доме планируемого котеджного поселка в парке Гуэль. Это первый в его жизни дом после дома родителей. И его построил ему другой архитектор, его друг и соратник Франсеск Беренгер-и-Местрес. На прежних его визитках, представленных на выставке, указывается адрес буфета (bufete Barcelona Calle II-3 или что-то похожее), в который он со второго этажа из съемной комнаты спускался поесть или принять посетителей. Примерно также, как некоторые интернет-деятели теперь работают в Старбаксе. А в парке Гуэль у него, наконец, появился собственный дом с башенкой, ныне дом-музей.

И вот, к примеру, кусок облицовки, показывающий, как с помощью шестигранной плитки Гауди выкладывал изогнутые формы керамической мозаики.



Крутая выставка! Мы с женой сходили туда и не пожалели, но, пожалуй, только потому что она была в Барселоне трижды, а я — дважды. А иначе не понятно, как это адекватно воспринимать! Макеты, к примеру, не раскрашены. Фигуры человека для масштаба на них не имеется. Ну и вообще…

Выставка поделена на пять разделов, первый из которых — вступительное жизнеописание архитектора, включая периоды учебы. Остальные четыре позволяют экскурсоводу интересно поговорить о ряде городских объектов Барселоны — школе Святой Терезы Авильской, дворце и парке Гуэля, домах Висенса, Бальо и Мила, храмах.

Школа монахинь-терезианок — самая минималистская постройка зодчего. Несвойственная для Гауди простота в решениях была связана с требованиями заказчика, падре Энрике д’Оссо, соответствовать аскетичному духу ордена.

Представлено несколько фотографий начала XX века Адольфа Маса. На первой из них — как раз школа Св. Терезы в Каталонии.

школа Св. Терезы

20 фотографий зданий Гауди были сделаны Масом в 1910 году к первой выставке мастера в рамках Салона национального общества изящных искусств в Париже.
Следующая фотография показывает школу св. Терезы изнутри.

школа Св. Терезы

О дружбе и совместной работе Гауди с главным своим заказчиком Эусеби Гуэлем (весьма просвещенным и весьма религиозным заказчиком!) позволяет рассказать следующий раздел. Гуэль был одним из самых богатых людей не только Испании, но и мира. Его состояние уже к началу XX века составляло 70 млрд. евро в пересчете на современную валюту Испании. То есть если журнал Forbs уже в то время составлял свои списки, то Эусеби Гуэль фигурировал там.
Их встреча произошла в момент, когда Барселона постепенно становилась городом, готовым к реформаторским идеям их тандема. Экскурсовод это рассказывала изящнее, чем мне удалось запомнить. О планировке Барселоны можно почитать здесь.



Фотографии макетов я решил оставить кликабельными — на рассмотреть. Хотя известен принцип Гауди — самое интересное всегда находится внутри здания, а изыски функциональны и обеспечивают освещение и вентиляцию. Затейливость форм ничуть не противоречит удобству и эргономике. В одном из творений Гауди сделано так, что дождевая вода стекала в поилку для лошадей.
Следование Гауди любимым числам 86 и 127 (к примеру, 86 колонн в парке Гуэль), какие-то уникальные особенности оформления строений типа монограммы Иисуса Христа или цитаты из «Ave Maria» по макетам не покажешь, но зато тут — голый архитектурный замысел, в случае этого зодчего тоже интересный даже для дилетантов.

Школа Св. Терезы:





Павильон в парке Гуэль:



Дворец Гуэль:







Дом Висенс:



Каса-Бальо по проспекту Пассеч-де-Грасиа в районе Эщампле, дом перестроенный Гауди в 1904–1906 годах. Выделяется почти полным отсутствием прямых линий.
Гауди спроектировал там два новых фасада. Главный фасад выходит на Passeig de Gracia,



Задний фасад с большой верандой на уровне второго этажа — внутрь квартала.



Толкование символики главного фасада как фигуры гигантского дракона — в победе покровителя Каталонии Св. Георгия над змеем. А черепичная крыша главного фасада здания изображает сверкающую «чешую» чудища.
В целом и у Барселоны, и у Москвы герб связан со св. Георгием. Но москвичи относились к убиваемому дракону просто, как к гадине, а барселонцы сочувствовали ему и немного заигрывали с этой нечистой силой. Так в городе было здание (построенное не Гауди), в котором был представлен тот же сюжет, но у дракона были вставлены камнями цветные глаза.

Далее — дом Мила.
Первоначально мнение барселонцев о новом доме было не слишком лестным и он сразу получил прозвище «Ла-Педрера» (каменоломня) за свой неровный и тяжеловесный фасад.

Некоторые квартиры там по-прежнему занимают каталонские семьи, однако они имеют собственные вход и лифт, и не имеют право завещать или продавать свои квартиры. Как только эти старожилы уйдут из жизни, их квартиры попадут в управление местной Fundació Catalunya-La Pedrera.

Проект Каса-Мила стал новаторским для своего времени: продуманная система естественной вентиляции позволяет отказаться от кондиционеров, чуть ли не впервые в истории в доме имеется подземная парковка. Здание представляет собой железобетонную конструкцию с несущими колоннами без несущих и опорных стен, которые за счет этого и можно было делать фигурными. Уникальные кованые решетки балконов и окон позволяли не выпасть на улицу, так как окна там — по колено.



Межкомнатные перегородки в каждой из квартир дома можно перемещать по своему усмотрению.



Три внутренних дворика — один круглый и два эллиптических — наполняют помещения достаточным количеством света и свежего воздуха. Почти в каждом помещении имеется окно, в которое поступает дневной свет, что для того времени было в диковинку. Хозяйские комнаты выходят на улицу либо во внутренний двор квартала, окна хозяйственных помещений и комнат прислуги выходят во внутренние дворики дома.



В хостале, где мы всегда живем при посещении Барселоны, номера имеют окна во внутренний дворик дома. Видимо, такая архитектура характерна для города.

Эргономичные ручки в доме Мила. По словам kozelie, которая в отличие от меня их осязала, очень удобные.







А дальше — мебель по проектам Гауди (кажется, из Каса-Бальо).





Задумка этой трехместной скамейки в том, что благодаря изогнутости конструкции все собеседники могут удобно видеть друг друга. Но зато она позволяет соблюдать телесный аналог приватности, что в Западной Европе достаточно важно, а нам русским (грузинам, абхазцам и большинству других жителей Азии) не понять.



Веревочный способ проектирования башен храма давал огромную экономию усилий по сравнению с деревянными макетами. Можно было перевязать узел веревки в другом месте, и вот уже исправление внесено, безо всяких опиливаний и т.п.







Выставка завершается сопоставлением крипты в Колонии Гуэля с собором Саграда Фамилиа, но честно говоря, особо я не вникал. Важнее то, что на рубеже веков в результате заказов религиозного характера архитектурная деятельность Гауди переросла в его личную религиозность.
С высоты сегодняшних лет Гауди нам представляется именно таким. Однако в первой половине его жизни религия почти не играла никакой роли. В первые сорок лет Гауди пытался устроить себе не спасение после смерти, а личную жизнь. В детстве у Гауди была старческая болезнь ревматизм, поэтому он редко выходил на улицу, мало играл со сверстниками, много читал. А когда достиг брачного возраста, вполне себе стремился к женитьбе. И в целом он не то, чтобы бы был любимцем женщин, но несомненно привлекал их внимание как блондин с голубыми глазами среди сугубо черноволосых и кареглазых окружающих. Однако семью ему создать не удалось. Последний отказ он получил в 40 лет, и с тех пор попыток не делал. Оказала ему напоследок женщина со (смешным для меня) именем Пипетта.

Строительство собора захватило его повседневную жизнь, так что Гауди продал дом и переселился на стройплощадку. А под конец жизни он стал уже религиозным фанатиком, и единственное, что его могло отвлечь от строительства собора, это как раз христианские Таинства. Именно в их контексте он и окончил жизнь: поспешая на Исповедь, попал под трамвай. В бедно одетом покойнике далеко не сразу опознали главного архитектора Саграды Фамилии...

Антонио Гауди коленопреклоненный

Разработка крипты Гуэля совпала с началом строительства собора Святого Семейства, благодаря этому постройки связывают схожие архитектурные решения. Например, оба проекта включают в себя ряд башен: однако в случае крипты они планировались приземленными и грузными, а башни Саграды Фамилии стали стройными и по-готически устремленными к небу.





Гауди со всеми, даже с самим испанским королем, разговаривал только по-каталонски. Ну а что? Он же разговаривал так в Каталонии, а не где-то еще. Мне это качество Гауди весьма близко: я, живя в Москве, разговариваю только по-русски, и от скольких карьерных работ, включая Google, мне сходу пришлось отказаться только потому, что там требовалось разговаривать на американском английском.

В целом выставка рекомендуется и тем, кто в Барселоне не был, но собирается. Я думаю, с некоторыми вещами можно разобраться на берегу, то есть в Москве, а в столице Каталонии — столько искушений: кому-то надо заказать трехэтажную вазу морских гадов в ресторане «7portes», кому-то разыскать штаб-квартиру Ману Чао, кому-то назначить свидание у ящерицы в парке Гуэль… В любом случае такого русскоязычного экскурсовода по Гауди, как Полина, в Барселоне еще поискать…
Я исписал во время экскурсии 9 страниц в блокноте, но не имею времени и желания приводить тут свой конспект целиком. Сами приходите: время — до 10 сентября — еще есть.


Tags: Музей
Subscribe
Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments