«Свет луны в холодной воде». Наталия Хлебцевич. Москва, 2004. Фаянс, соли, оксиды, надглазурная роспись;
Музей-заповедник «Царицыно» был создан и до переименования в 1992 году оставался Государственным музеем декоративно-прикладного искусства народов СССР (ГМДПИ). Именно поэтому сегодня в «Царицыне» хранится богатейшее собрание керамики советского периода. В 2019 году выйдет второй том Генерального каталога музея-заповедника, который будет посвящен исключительно этой части коллекции.
В рамках масштабного проекта речь пойдет не только о предметах из постоянной экспозиции. Яркое и демократичное искусство керамики в последнее время становится все более актуальным, и музей заинтересован в работе с современными художниками-керамистами. На роль куратора четырех выставок приглашена Татьяна Пунанс, художник-керамист (выпускница Московской Художественно-промышленной академии им. Строганова), журналист, дизайнер, член Союза Художников России, участница международных выставок, куратор выставочных проектов актуальной керамики в России.
«Бутылки». Дарья Орочко. Москва, 2016. Белая глина, каменная масса, ангобы, глазурь, смешанный обжиг.
Первая выставка «В поисках вазы» откроется уже 20 марта и будет адресована всем поклонникам керамического искусства. Любители традиционных техник и те, кто увлекается современными стилями, непременно оценят возможность встретиться с классиками художественной керамики: художниками легендарной группы «Одна композиция» (Санкт-Петербург), Петерисом Мартинсоном (Латвия), Владимиром Петровым и Натальей Полторацкой (Москва) и другими представителями станковой керамики, активно работавшими в 1970–80-е годы.
Участники всех четырех выставок керамического проекта в «Царицыне» определяются по результатам конкурса. Под руководством Татьяны Пунанс жюри отбирает по 25–30 самых ярких работ для каждой выставки. В мае в одной из Царицынских оранжерей откроется выставка «Цветы и травы», в августе — «Имя женщины», а в октябре — «История одного чаепития».
«Строчка». Людмила Крутикова. Москва, 2018. Каменная масса, глазурь, надглазурная роспись;
Главная задача будущих выставок — обратить внимание к работам современных художников-керамистов и одновременно показать выдающиеся произведения из собрания музея-заповедника «Царицыно».
Параллельно с выставками в Царицынских оранжереях запускаются два цикла «Бесед о керамике» с кураторами и художниками. В первом цикле «Ceramic Talks с Татьяной Пунанс» речь пойдет о молодых художниках-керамистах, а в цикле «Ceramic Talks. Советские классики» — о ветеранах жанра, художниках, посвятивших керамике много лет жизни.
«Строительство». Виктор Николаев. Москва, 2016. Шамот, глазури;
Для интернет-проекта «Керамика в лицах и историях» был выбран жанр сторителлинга: семь историй, семь вопросов, семь художников. Выбор героев, представляющих разные, подчас противоположные позиции (как художественные, так и гражданские) позволит придать рассказываемым историям, глубину и объем.
Еще одна важная для «Царицына» тема — парковая керамика, — отражает один из самых ярких мировых трендов, привнесение в пространство парка или сада элементов актуального искусства, коммуникация классического художественного музея с активно меняющимся современным миром. К участию в конкурсе на создание объектов парковой керамики будут приглашены художники-керамисты с профильным высшим образованием, члены Союза художников, участники российских и международных выставок.
Без названия. Наталья Лаптева. Москва, фаянс;
Для тех посетителей, которые хотят познакомиться с керамикой ближе, будет работать Клуб Коллекционеров, участники которого получат возможность посещать вернисажи и кураторские экскурсии по выставкам. Для них будут организованы экскурсии по постоянной экспозиции декоративно-прикладного искусства музея-заповедника «Царицыно», встречи с художниками в мастерских, лекции. Ну, а для тех, кто будет готов погрузиться в мир керамики максимально глубоко, музей планирует организовать три тематические поездки для знакомства с керамическими традициями Литвы, Сербии и Франции.
Community Info